Русская «ОЛИМПИЯ»

Александр Клочко

Фотографии с Гран-При, итоговый протокол.

Не случайно на ум приходит ассоциация с известным турниром. Гран-при IRONMAN для России и СНГ все равно, что «Олимпия» для мирового сообщества. Надо честно признать, что за всю историю СССР, а в дальнейшем - стран Содружества, никогда не сражались в абсолютной категории столько атлетов такого высокого уровня. Да, во времена глубокого застоя были турниры по бодибилдингу, где спортсмены соревновались без учета весовых категорий. И позже, уже в истории России, проводились абсолютные первенства. Но разве было такое, чтобы на одной сцене одновременно выступали около десятка чемпионов России, абсолютные чемпионы Украины, Беларуси, Литвы, чемпионы Европы и чемпионы мира? Нет. Именно поэтому Гран-при IRONMAN стал первым в России по настоящему масштабным турниром, где в абсолютной категории смогли померяться силами культуристы высокого класса.

В тот день, 18 ноября 2001 года, в Московском Дворце Молодежи все было организованно на должном уровне. Турнир одновременно снимали несколько телевизионных каналов. На сцене стоял огромный экран, который синхронно показывал выступления спортсменов с большим увеличением, для удобства зрителей, сидящих на дальних рядах. Состав судей был как никогда силен, и по реакции зала на присуждения призовых мест становилось ясно, что мнения зрителей и жюри в большинстве случаев совпадали. Вели турнир бессменный ведущий последних чемпионатов России Александр Назаренко и известный шоумен, киноактер, и выдающийся силовой атлет, как всегда остроумный и энергичный Владимир Турчинский.

Судьям предстояла непростая задача: из пятнадцати участников надо было отобрать десять лучших, между которыми и будут разыгрываться призовые места. Тем не менее, с произвольными программами позирования выступили все спортсмены. И именно на этих программах хотелось бы остановиться поподробнее. Возможно, многие культуристы считают, что произвольная программа является дополнительной возможностью показа стандартных поз под музыку. Но это не так. Программа должна представлять собой цельную композицию с элементами пластики и хореографии, показывающую красоту человеческого тела. Уже сейчас в ФББФ Московской области витают мысли о том, чтобы на соревнованиях решением судей присуждать специальный денежный приз за лучшую произвольную программу, причем сумма может быть эквивалентна вознаграждению за звание абсолютного чемпиона. Это даст мощный стимул спортсменам серьезней относиться к подготовке своих программ. Если атлет, реально оценивая свои шансы на победу, знает, что ему не стать первым, то он может проявить себя в композиции, и заработать не меньше славы и денег, чем чемпион. И наоборот, серьезный атлет, ставший абсолютным победителем и, плюс к этому, преуспевший в произвольной программе, вправе получить еще один приз, равноценный чемпионскому. Давайте рассмотрим еще одну сторону этой проблемы. Не секрет, что на соревнованиях по бодибилдингу зрителям подчас становится просто скучно, и прежде всего от однообразия исполняемых программ. А это значит, что творческий подход спортсменов к своим выступлениям, привлечет больше зрителей, что в свою очередь сделает бодибилдинг как вид спорта еще более популярным и привлекательным.

Наверняка зрителям запомнилось выступление Михаила Бекоева. Агрессивная музыка, оригинальные пластические элементы и колоритная внешность этого украинского атлета выделили его композицию из ряда других. Это как раз тот случай, когда спортсмен, занявший невысокое место, отличился в произвольной программе. Хотя, сам факт того, что Михаил не вошел в «десятку» сильнейших, вызывает сомнение в объективной оценке его уровня. Несомненно, Бекоев, неоднократно занимавший первые места на украинских турнирах и чемпионатах, при более благоприятных обстоятельствах боролся бы в «пятерке» лидеров.

Возвращаясь к вышесказанному, хотелось бы отметить великолепную программу Юрия Мельникова, которая может служить ярким примером отношения человека к своему делу. Благодаря целеустремленности и ответственному подходу, Юрий проделал колоссальную работу по организации чемпионатов Московской области и Москвы, выиграл чемпионат России и одержал победу на Гран-при IRONMAN. Если рассматривать подробнее выступление Мельникова, то можно с уверенностью сказать, что он был в своей лучшей соревновательной форме за последние годы, да и, пожалуй, за всю карьеру. Отличное качество мускулатуры, особенно мышц спины. В позах «широчайшие сзади» и «двойной бицепс сзади» Юра выгодно отличался от других участников. Слабым местом, по словам самого Мельникова, были его ноги, просто не хватило времени довести их до идеальной кондиции. Но прекрасные общие пропорции, огромный соревновательный опыт, обаяние и популярность сыграли свое дело, а недостатки есть даже у того же Ронни Коулмэна. В конце концов, важнее то, как смотрится атлет в целом, чем его отдельно взятые мышечные группы, а Юрий смотрелся великолепно, поэтому заслуженно был удостоен звания «Мистер IRONMAN».

Вторым стал Олег Макшанцев. Огромный, эффектный атлет, весящий в межсезонье почти 150 кг, составил серьезную конкуренцию Юрию Мельникову. Олег просто немного «недосушился», а мог бы быть первым, как стал первым, через несколько дней, на чемпионате мира в Мьянме.

Третье место занял Александр Вишневский, накануне ставший абсолютным чемпионом России и выигравший Кубок Атлантов в Санкт-Петербурге. Вне всякого сомнения, Вишневский - это культурист высокого класса, и стабильность его побед из года в год - лучшее тому подтверждение. Поэтому сложно объяснить, почему Александр не занял место повыше. Но все познается в сравнении. Поставьте рядом Вишневского и того же Макшанцева, вес которого примерно на 30 кг больше. Легко ли судьям объективно оценить этих двух спортсменов? Да, Александр Вишневский был рельефнее, но огромные мышцы Олега Макшанцева смотрелись куда эффектнее.

Чемпион Литвы и недавно прошедших Всемирных Игр Олегас Журас стал четвертым. Этот спортсмен оставил неоднозначное впечатление. С одной стороны - солидная мышечная масса, а с другой - явные пропорциональные недостатки и недоработка рельефа.

Метки:

ЗАМЕТКИ, ОЧЕРКИ, ФОТО
События